Система формирования резерва управленческих кадров для сферы культуры Калининградской области
Модернизация, происходящая в сфере культуры, требует соответствующего кадрового обеспечения. Отрасли нужны люди, обладающие новым взглядом на, казалось бы, давно известные вещи, готовые предложить свежие креативные идеи, нестандартные способы решения поставленных задач. В сложившейся ситуации формирование кадрового резерва является важнейшей задачей.
Решением этой задачи занимается направление Проекта Резерв управленческих кадров.
Целями деятельности данного направления являются:
-
выявление потенциала управленческих кадров в учреждениях культуры Калининградской области (создание статистической базы);
-
создание системы формирования резерва управленческих кадров Калининградской области;
-
реализация механизмов использования резерва управленческих кадров в сфере культуры (назначение (выдвижение), в том числе ротация лиц, состоящих в резерве);
-
работа по формированию Кадрового резерва в регионе представляет собой комплекс последовательных этапов – те, которые уже пройдены, и те которые следует преодолеть;
-
на этапе формирования Кадрового резерва нами выбрана модель формирования.
-
В рамках разработанной модели успешно осуществлены следующие шаги:
-
Мониторинг по учреждениям культуры и искусства с целью формирования базы данных участников проекта «Подготовка и переподготовка кадров в сфере культуры».
-
По результатам мониторинга проведён отбор кандидатов. Выдвижение кандидатов в виде заявления на участие в Проекте, как правило, осуществлялось руководством организация, где работает тот или иной специалист согласно сформулированных в положениях мониторинга критериев и принципов формирования Кадрового резерва.
-
Однако, 2% кандидатов воспользовались правом самовыдвижения.
-
Прошедшие предварительный отбор кандидаты вошли в предварительные списки Кадрового резерва, сформированные в виде электронной база данных.
-
Сформирована комиссия при ОГБОУ ДПО «Образовательно-методический Центр» под руководством председателя в лице первого заместителя министра Министерства культуры Калининградской области, в результате работы которой разработан пакет входных документов для включения кандидатов в Кадровый резерв: заявление, анкета для анализа личных данных (анкеты для кандидатов в резерв управленческих кадров, позволяют составить представление об основных профессиональные достижениях кандидата, о результативности его трудовой деятельности,об опыте и масштабе управленческой деятельности, о цели профессиональной карьеры), резюме, самопрезентация в виде мультимедийной презентации.
- По результатам анализа входных документов создана и представлена на сайте «Образовательно-методического Центра» база данных кандидатов в резерв управленческих кадров для учреждений культуры.
Особенность работы с Кадровым резервом в сфере культуры Калининградской области на этом этапе заключается в том, все кандидаты в Кадровый резерв прошли профессиональную переподготовку по одному из двух направлений: «Государственное и муниципальное управление» или «Менеджмент в сфере культуры». В процессе обучения мы могли наблюдать и анализировать активность, стабильность, старательность, способность к обучению, желание учиться, постигать что-то новое, умножать своё профессиональное мастерство, проявлять лидерские и управленческие качества. Многие кандидаты, являясь заместителями руководителей в своих учреждениях культуры, организовали обучение своих коллективов в различных направлениях работы Проекта.
- Для участников Кадрового резерва разработаны индивидуальные образовательные маршруты – программы обучения на 2012-2013 г. г.
Содержание этих программ зависит от многих факторов: уровня квалификации кандидата, занимаемой должности (на момент включения в Проект), стажа работы, профессиональных знаний, умений и навыков, учитывает такие психологические и физиологические особенности, как тип личности, темперамент, способность к обучению (выявляются в ходе проведения соответствующих семинаров, тестов).
Индивидуальная образовательная программа состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть подразумевает пополнение и углубление уже имеющихся знаний и получение новых, необходимых для занятия определенной должности (обучение на курсах переподготовки и повышения квалификации, получение дополнительного образования, занятия по информационным технологиям, семинары).
Практическая часть нацелена на приобретение практических навыков работы и включает прохождение всевозможных тренингов, участие в деловых играх, дальнейшем конкурсах и стажировочных площадках.
- В целях выполнения программ индивидуальных образовательных маршрутов в течении 2012-2013 гг. проведены ( в том числе и кустовым методом на пилотных площадках учреждений культуры Калининградской области) социально-психологические семинары для обучению Кадрового резерва и с целью привлечения новых активных и заинтересованных участников к реализации Проекта.
- 5 марта 2013 г. на заседании комиссии ОГБОУ ДПО «Образовательно - методического Центра» состоялось собеседование кадрового резерва управленческих кадров сферы культуры с первым заместителем министра культуры Кошемчук Е.В., по результатам которого утверждён первый состав Кадрового резерва.
Отметим ожидаемые результаты работы проекта в направлении Кадровый резерв:
- Качественное обновление управленческих кадров, пополнение руководящих кадров высококвалифицированными специалистами.
- Мотивация кадрового роста и дополнительное стимулирование на повышение образовательного уровня и профессиональной квалификации.
- Открытость реализации программ через создание реестра с возможностью дистанционного выдвижения кандидатур на замещение вакантных должностей.
- Развитие системы дополнительного образования детей посредством привлечения перспективных молодых специалистов в ДШИ области.
- Улучшение уровня культурной инфраструктуры в Калининградской области.
- Повышения престижа учреждений сферы культуры и искусства.
- Активизация взаимодействия, обмена опытом с другими регионами РФ и странами
Формирование кадрового резерва в сфере культуры – это дело государственной важности. И только продуманная и последовательная политика государства по созданию комфортных правовых, экономических и социальных условий в отрасли может способствовать положительному сдвигу в этом вопросе.