Государственная программа «Доступная среда»
Все большее количество жителей земли становятся инвалидами и поэтому имеют серьезные ограничения своей жизнедеятельности. Среда обитания человека с инвалидностью зачастую несет иные функциональные назначения. Комфортность и доступность среды обитания важнейший показатель равных возможностей для всех её пользователей.
Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью социальной политики государства, практические результаты которой призваны обеспечить инвалидам равные с другими гражданами возможности во всех сферах жизни. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, и доступность информации и каналов коммуникации.
Стратегическая цель программы «Доступная среда» (далее Программа) – это создание к концу 2016 года условий для беспрепятственного доступа инвалидов и к приоритетным объектам и услугам, интеграция инвалидов с обществом и повышение уровня их жизни.
Одной из основных целей создания программы «Доступная среда» является организация деятельности по расширению условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, их успешной социализации и эффективной самореализации.
Поставленная стратегическая цель достижима при решении следующих тактических задач Программы:
![]() |
|
Задача | Мероприятия |
Формирование толерантного отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья. | Формирование позитивного отношения общества к лицам с ОВЗ через реализацию комплексных социальных программ, направленных на признание права ребенка с ОВЗ максимально полноценно участвовать в жизни общества |
![]() |
|
Создание безбарьерной образовательной среды | Беспрепятственный доступ детей с ОВЗ в образовательные учреждения. Обеспечение образовательного процесса детей с ОВЗ специальными техническими средствами. |
![]() |
|
Программно-методическое сопровождение образовательного процесса детей с ОВЗ в различных образовательных моделях | Разработка методических рекомендаций по формированию индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с образовательными потребностями семьи и ребёнка с ОВЗ. |
![]() |
|
Создание системы комплексного сопровождения участников образовательного процесса детей с ОВЗ на основе социального партнёрства |
Создание служб психолого-медико-педагогического сопровождения для формирования психологической среды, позволяющей ребенку с ОВЗ комфортно чувствовать себя в любых образовательных учреждениях и формирование внешней инфраструктуры данных служб. Разработка образовательных программ для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, и педагогов, участвующих в реализации образовательного процесса. |
![]() |
|
Создание условий для обеспечения качества образования детей с ОВЗ | Разработка системы мониторинга оценки качества образования детей с ОВЗ. Разработка практико-ориентированных технологий индивидуального обучения и психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями в условиях совместного образования реализуемого общеобразовательными учреждениями. |
![]() |
|
Кадровое обеспечение реализации Концепции образования детей с ограниченными возможностями здоровья | Организация и проведение курсов профессиональной переподготовки по специальности «Специальная педагогика» в системе дополнительного профессионального образования и высшего профессионального образования. Организация и проведение курсов повышения квалификации по вопросам образования детей с ОВЗ. |
![]() |
Реализация программы «Доступная среда» позволит:
- провести анализ действующих правоприменительных практик образования детей с ОВЗ в различных образовательных моделях;
- сформировать региональную базу данных детей с ОВЗ;
- создать региональную систему непрерывного образования для детей с ОВЗ.
- увеличить долю образовательных учреждений, инфраструктура которых позволит обеспечить необходимые условия для доступности качественного образования детям с ОВЗ в условиях совместного образования;
- увеличить долю детей с ОВЗ, получающих образование в условиях общеобразовательного учреждения совместно с нормально развивающимися сверстниками;
- увеличить количество педагогических работников образовательных учреждений, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с детьми с ОВЗ;
- повысить эффективность межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти, общественных организаций, учреждений различных ведомств для решения вопросов образования детей с ОВЗ.